Лента новостей

2009010203040506070809101112
2010010203040506070809101112
2011010203040506070809101112
2012010203040506070809101112
2013010203040506070809101112
2014010203040506070809101112
2015010203040506070809101112
Подписаться на новости

21 января 2010 года Дмитрий Бельзецкий

Да не оскудеет рука... берущего

Согласно легендам, турецкий султан Осман, увидев в 1621 году  укрепления Каменца, спросил: «Кто построил такой могущественный город?» — «Сам бог», — был ему ответ. «Пусть же бог и завоевывает его!» С этими словами султан повернул свое войско от стен Каменца-Подольского. 


За свою многовековую историю город-крепость был взят лишь дважды: в 1393 году литовским князем Витовтом из-за разногласий между гарнизоном крепости и в 1672 году турками, благодаря более многочисленному (более чем в 60 раз) их преимуществу. 
  
Каменецкий Дисней-ленд
Нынешним оккупантам, пардон, реставраторам, гордая твердыня сдалась сама. Чуткая рука работницы архитектуры Ольги Пламеницкой методично приводит к уничтожению памятника. А «рациональное» использование средств городской властью оказывает процессу посильное содействие. 


Главная проблема в том, что сегодня у научных мужей нет не то что единого и правильного, но даже более-менее четкого видения того, как оно было и как оно должно быть. А деньги уже выделяются — и намного проще вкладывать их в строительство на старых фундаментах, чем проводить широкие исследования. Так и строят пока что на свой, мужицкий, ум. Серьезно исследовать крепость пока что вряд ли собираются, а лет через 10 уже и не будет, что исследовать. 


Хотя в самый раз сейчас прекратить спешное «наведение марафета», ограничившись неотложными работами по консервации аварийных участков. А все усилия бросить на изучение и исследование, на базе которых составить новый или доработать существующий проект реставрации. И лишь после этого составить четкий план поэтапной реставрации. Возможно, что на бумаге что-то подобное уже есть. Но на бумаге — это одно, а вот в реальности… 
После того, как самую первую башню отстроили красным кирпичом (!) и сделали ужасную крышу, крепость стала напоминать декорацию для киносъемок  Из когда-то могущественного замка возникает понемногу кукольный замочек, с веселыми разноцветными башенками и крышами. Современный Дисней-ленд. 
  
Новый замок
«Мы ваш, мы старый мир разрушим до основанья, а затем..» Ну, почти как в Интернационале. Освоили 930 000 грн., выделенные на Новый замок (который прикрывал Старую крепость со стороны поля). Открыли в северной части 11 помещений, которые были под слоем грунта. Исследований почти не велось. Землю просто вывозили. 


Зато внедрили много оригинальных решений. Например, галерея. Сняли всю насыпь, разобрали своды, выстроили сызнова, засыпали снова, а поверху сотворили железобетонную стяжку. Но или не рассчитали, или просто что-то не сыграло — сейчас обращенная в двор стена галереи выступает наружу на добрых 30-40 сантиметров, по всей стяжке трещины, в галерее во время дождя с потолка течет ручьями... Ну, полная ...  «реставрация» одним словом... 
  
Русские ворота: укрыть досками и забыть
На их реставрацию город израсходовал 1,5 миллиона гривен (все средства, которые тогда были в наличии). Проект реставрации Польских ворот в то время оценивался в 6 млн. грн. Поэтому выбрали меньшее из двух зол. 


Лично мне, человеку, далекому от тонкостей процесса, просто интересно: на что пошло полтора миллиона гривен? На кровлю и сооружение деревянной галереи? 

 Мне думается, что фактическая стоимость таких работ не должна превышать и 20 тысяч (!) гривен. Впрочем, реконструкция — дело тонкое. В конце 1960-х — начале 1970- х , всего сорок лет назад, Евгения Пламеницкая провела реставрацию ворот. Для их деревянных элементов применили пиленый гонт, а не колотый, как сейчас. А это фактически такие же доски, как в ящиках из-под помидоров. Не удивительно, что они так быстро сгнили. Хотя приблизительно в то же время для башен Хотинской крепости уже использовали колотый гонт закарпатского производства, срок службы которого намного больше.  Так кто там, согласно поговорке, делает дважды одну и ту же работу? А , может, это не глупость, а простое «отмывание» средств, которое у нас давно освоили в двух наиболее пригодных для этого областях: ремонте дорог и восстановлении архитектурных памятников?  Кстати, при восстановлении кровли так называемых Армянских двориков было применено очередное ноу-хау: гонт изготовили из… пластмассы. 
  
Польские ворота: не дождались
И в самом деле, не дождалась, хотя и были первыми на очереди, потому что в последний раз реставрировалась в 1977 году. В 90-х местная шпана сожгла крышу. А поскольку сами ворота стоят в низине, туда стекает вся вода и подмывает фундамент. Вот и не выдержала несчастная двойного нападения дождей. Одна башня наполовину рассыпалась в 2009-м. 


Эти ворота — одна из тех достопримечательностей, которые не внесены непосредственно в туристические маршруты. И таким образом она не имеет приоритета в процессе реставрации и вкладывании  средств. 

«В Польские ворота надо было вложить 5 млн. 900 тысяч. Средства, которые выделяет государство, как тришкин кафтан. Хоть  НИАЗ давно знал об аварийном состоянии башни. И даже акт соответствующий был, в котором состояние всех сооружений комплекса названо неудовлетворительным. И деньги если не на реставрацию, то на консервацию памятника заповедник просил не один год. «В 2008 году просили 870 тыс. гривен. Не получили», — говорит директор НІАЗа Василий Фенцур. 

Так что НІАЗ предупреждал — и даже проект реставрации разработал. Деньги поступили лишь в конце прошлого года — аж 830 тысяч гривен. Распределили их по старой схеме: раскопки памятника и технический надзор будет осуществлять все та же Ольга Пламеницкая. По плану, должны утолстить упавшую стену, добавить пару балок, которые бы подпирали стены, и перекрыть крышу. Работы будет выполнять городское КП «Служба единого заказчика». 

Городские же историки,  наоборот, опасаются слишком быстрого обновления памятника: утверждают, что он недостаточно изучен как объект, и проект восстановления далеко не идеален. 

Нечего возразить работникам НИАЗа  и на логичный аргумент: если о трещинах знали, почему хотя бы не замазали их? Ведь это не требует огромных затрат. Как и то, чтобы подлатать крышу, сожженную подростками в 90-х… 

Не стоит переживать и городским экскурсоводам: к этому уютному уголку Каменца туристические группы водили разве что энтузиасты-уникумы. Одним словом: нерентабелен был памятник, мир ее камешкам. 
  
Из актов ДИАЗа: 
«Надбрамная башня — стены каменные частично сохранены в неудовлетворительном состоянии». И с той же формулировкой — вывод по всем другим сооружениям комплекса. 

Это не все примеры, лишь некоторые. На самом деле,  видимо, ситуация всех устраивает. Полностью. Все за все переживают — но никто ни за что не отвечает. 


Город долго боролся, чтобы на сохранение и реставрацию выделили средства. Наконец,выдали. И что? Их надо осваивать… а тратить деньги на изучение, проекты, раскопки, понятное дело, никто не будет. Вот и строится Дисней-Ленд исторического масштаба. Имеем собственный камуфляжный Старый город, в котором можно пить, есть и смотреть на фейерверки, чем большинство и удовлетворены. 

А еще его можно поделить на земельные участки (как и было сделано) и продавать за сверхбольшую цену каждый кусочек. Или строить отели на местах, где когда-то стояли исторические здания. 

Но, наверное, виновных надо искать не только на местах. Визит на карпатскую дачу Виктора Ющенко, в госрезиденцию «Синегора» в селе Старая Гута на Ивано-Франковщине, где гостили Депардье и Саакашвили, и куда сейчас водят экскурсии, когда хозяина «нет дома», стоит 50 грн. (детский — 20). Так почему наш дорогой Ющенко берет 50 гривен за посещение своей дачи, а наследство всей страны разрушается на глазах? 

Ольга Руденко. 

Обсуждение новости

Varro Varro 2 февраля 2010 в 10:06
Это ужас, бесспорно. Отношение ужасное. Никому ничего не принадлежит, а за чужое хозяйство никто отвечать не берётся. Склоны каньона - в мусоре, памятки архитектуры - общественные туалеты по совместительству. Горько и обидно.
Ответ