Лента новостей

2009010203040506070809101112
2010010203040506070809101112
2011010203040506070809101112
2012010203040506070809101112
2013010203040506070809101112
2014010203040506070809101112
2015010203040506070809101112
Подписаться на новости

22 июля 2010 года Дмитрий Бельзецкий

Странствие за идолом

Во все времена Днестр привлекал к себе людей. Вспомним лишь стоянку раннего палеолита (около 300 тыс. лет) в Луке Врубливецкой, многочисленные поселения Трипольской культуры... «О времени заселения славянами Поднестровья письменные источники не сообщают. Но в ІІІ- ІV ст. н.э. на карте дорог Римской империи, известной под названием Пейтингерова таблица, в понизовье Днестра и Дуная рядом с гетами, даками и другими племенами указаны и венеды. Вероятно, что венедами античные авторы первой половины І тыс. н.э. называли славян», — рассказывает Сергей Семенчук, преподаватель Хмельницкого экономического университета. На границе ХІХ-ХХ ст. в сёлах Подолья было известно свыше десяти каменных идолов, которым поклонялись ранние славяне. В народе их называли «бабами». Известный учёный Юхим Сицинский в 1901 году подготовил и опубликовал «Археологическую карту Подольской губернии». На ней возле села Пыживка Новоушицкого района был обозначен  идол. Поиски его затянулись вплоть до 1999 года. Разыскать скульптуру на окраине леса посчастливилось Сергею Семенчуку. 



«Идол представляет собой прямоугольный четырехгранный каменный столб, найденный закопанным в землю и наклоненным к земле. Скульптура изготовлена из Днестровского известняка. Голова скульптуры отбита недавно, о чём свидетельствует свежая структура камня на сломе. Высота наземной части 2,3 м, ширина основы 0,58 м, толщина — 0,32 м. В верхней части туловища статуи прослеживается расширение в виде плеч. На лицевой стороне верхней части скульптуры архаический художник показывает силуэтное изображение ромба. На расстоянии 0,2 м ниже чётко видно также изображение ромба, но значительно меньшего по размерам и довольно правильной геометрической формы. В верхней левой части скульптуры прослеживается углубление в виде полукруга, вторая половина которого обрывается левой боковой стороной прямоугольной скульптуры. На расстоянии 0,8 м от слома головы статуи на правой фронтальной её части выбито углубление — паз длиной 0,3 м. Изображение ног отсутствует, в нижней части скульптура делается уже», — отмечает в своем исследовании Сергей Семенчук. 

Все эти годы идол одиноко стоял на окраине леса, а в музее древностей его с нетерпением ждут семь «родственников». Ещё в 2007 году научный сотрудник музея, неутомимый исследователь Руслан Йолтуховский предложил изучить  святилище и перевезти идола в Каменец. Однако экспедиция отправилась в дорогу лишь 15 июля этого года. Кроме Руслана Йолтуховского, археолога музея Петра Болтанюка, преподавателей исторического факультета К-ПНУ имени Ивана Огиенко Анатолия и Виталия Гуцалов, в урочище Пыживка поехали студенты ІІ курса истфака. 



Кстати, ребята «не шланговали» и активно, под руководством старших коллег исследовали святилище и выкапывали идола. Последний отнюдь не хотел оставлять лес. Сначала газелька, в которой вместе с исследователями посчастливилось ехать мне, застряла в болоте.



Потом начался ливень, а напоследок узнали, что кран, который должен был загружать идола в машину, сломался. И всё-таки экспедиция не прошла напрасно. Идола выкопали. Он оказался почти 3,5 м длиной, и это без главы. Также исследовали участок вокруг него. К сожалению, кроме пластинки от кремня и обработанного круглого предмета, ничего не нашли.



Анатолий Гуцал:
— С давних времён сюда шли богомольцы и молились своему Богу, возлагали надежды на лучший урожай, семейное благополучие... Это место было для них олицетворением Божественной силы. Мы не знаем, был ли здесь только один идол, а может, это большое святилище. Считаю, что он стоит на своём первоначальном месте, потому что вряд ли бы его кто-то сюда вёз. Не приходится сомневаться, что это именно идол. В отделе древностей находятся 7 оригинальных идолов, которые были взяты в Приднестровье. Такой коллекцией ,как у нас, может гордиться любой музей Европы. На европейском рынке подобная экспозиция стоит миллионы. Её было непросто подобрать, а главное следует сохранить для последующих поколений. К сожалению, наш музей бедный, нет даже средств, чтобы законсервировать идолы. Когда обсохнет мох на Пыживском идоле, мы его почистим и сможем лучше изучить знаки, часть из которых, наверное, уже выветрилась.



P.S. Руслан Йолтуховский сообщил, что в пятницу, 23 июля, будет предпринята ещё одна попытка перевезти идол в Каменец.

Дмитрий Бельзецкий.

Обсуждение новости